Drept penal şi contravenţional

Уголовно-наказуемые дефекты медицинской помощи
20.04.2020 | Lilia Gîrla

Др. Лилия Гырла

Наряду с врачебными ошибками к дефектам медицинской помощи следует относить и недобросовестные упущения врачей, влекущую за собой гражданско-правовую (деликтную) и/или уголовную ответственность.

Халатность, невнимательность и медицинское невежество никак не связаны и не соприкасаются с добросовестным заблуждением врача, основанным на несовершенстве медицинской науки и ее методов, или атипичным течением заболевания. Что же касается недостаточности подготовки врача в совокупности с невнимательностью и медицинским невежеством, то это напрямую связано с неосторожной формой вины.

Дипломированный специалист не может ссылаться на отсутствие тех или иных теоретических знаний в области медицинской науки. Такое оправдание недопустимо, так как существует презумпция, что медицинский работник, получивший надлежащее медицинское образование и соответствующую специализацию, обладает необходимыми и достаточными познаниями в соответствии с общепринятыми принципами медицинской практики и медицинской науки, и овладел соответствующими навыками медицинского искусства (lege artis).

Каждый медицинский работник обязан в полном объеме обладать всеми необходимыми знаниями, соответствующими его профессиональной деятельности, которые определяются состоянием медицинской науки на современном этапе и соответствующими квалификационными требованиями и стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством Здравоохранения Республики Молдова.

Вопрос о квалификации действий врача как врачебной ошибки является крайне сложным и неоднозначным. К примеру, по ряду заболеваний определенные действия недавнего выпускника медицинского вуза могут быть квалифицированы как врачебная ошибка, тогда как в отношении более квалифицированного врача оснований для признания неблагоприятного исхода лечения врачебной ошибкой может и не оказаться [3, c.62].

Необходимо для начала определить, что под медицинским работником понимается лицо, обладающее высшим или средне-специальным медицинским образованием, подтвержденным соответствующим дипломом и сертификатами о специализации, выданных на основании и в порядке, установленным действующим законодательством (врач, фельдшер, медицинский ассистент), который контактирует непосредственно с пациентами в публичных или частных медико-санитарных учреждениях, либо опосредованно с их биологическим материалом в клинических лабораториях.

В данном контексте разделяем мнение авторов [1], полагающим, что критериями врачебной ошибки являются добросовестное заблуждение врача; отсутствие элементов халатности; отсутствие невнимательности; отсутствие профессионального невежества.

В моральном плане врачебные ошибки могут быть извинительны в силу стесненных, неоптимальных условий деятельности врача, исключительной сложности самой врачебной профессии.

При анализе врачебной ошибки необходимо четко различать незнание и невежество. Если незнание чего-либо не есть преступление, то иначе стоит вопрос в отношении проявления невежества. Если врач не знает элементарных основ анатомии, физиологии и клиники, он должен быть отстранен от работы. Таким образом, необоснованно относить к врачебной ошибке событие, повлекшее причинение вреда здоровью пациента или его смерть вследствие профессионального невежества, незнания или неумения врача, когда врач или иной медицинский работник мог и должен был обладать необходимыми знаниями, навыками, умениями и компетентностями исходя из его подтвержденного документально уровня подготовки и профессиональной квалификации.

В данном контексте разделяем позицию, занимаемую авторами Е.В. Засыпкиной, В.А. Катруновым, М.Н. Кузнецовой, элемент определения понятия «врачебная ошибка», касающийся «заблуждения, объясняемого недостатками знаний, опыта врача», является признаком, характеризующим неосторожную форму вины. В вертикальном срезе границы компетентности неодинаковы, так как возможности начинающего врача и врача высшей квалификации, врача и фельдшера или медсестры различны. Там и тогда, где и когда лицо не усвоило знание, которое оно должно было и имело возможность усвоить, оно несет ответственность за незнание (невежество) [2].

Следовательно, врачебная ошибка, вызванная отсутствием необходимых теоретических знаний, должна быть уголовно наказуема, а неблагоприятный исход в медицинской деятельности, вызванный несовершенством медицинской науки и практики (заболевание, неизлечимое на данном этапе, индивидуальная непредвиденная реакция организма и т.д.), при условии добросовестного выполнения своих обязанностей со стороны медицинского работника, не содержит в себе элементы состава преступления.

Принципиальным для уголовного права является установление субъективных признаков состава преступления, инкриминируемого медицинскому работнику. В качестве релевантных обстоятельств, подлежащих обязательному установлению по делам о неблагоприятных исходах в медицинской деятельности (причинение по неосторожности смерти потерпевшего или тяжкого вреда здоровью), как следствие нарушения своих профессиональных обязанностей, выступают следующие:

– медицинский работник знал (был осведомлен) или должен был знать о наличии у него такой обязанности;
– медицинский работник понимал сущность (содержание) своей профессиональной обязанности;
– медицинский работник осознавал риски неисполнения или ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей. Всякая медицинская процедура всегда сопряжена с риском. Этот терапевтический риск присутствует даже тогда, когда врач соблюдает все необходимые требования, все правила врачебной деятельности, все установленные процедуры, и даже тогда, когда врач обладает высокой квалификацией.
– медицинский работник предвидел абстрактную вероятность наступления неблагоприятных последствий для пациента в виде смерти или тяжкого вреда здоровью, но легкомысленно рассчитывал на их предотвращение (неосторожность в форме преступного легкомыслия (самонадеянности)), либо не предвидел наступление таких последствий для пациента, хотя, руководствуясь должной внимательностью и предусмотрительностью медицинской профессии, должен был и мог предвидеть неблагоприятный исход своих действий (бездействия) (неосторожность в форме преступной небрежности).

*Acest articol a fost publicat în: materialele conferiței “Integrare prin cercetare și inovare” Vol.1, Chișinău, Moldova, 28-29 septembrie 2016.

Бибилиография:

  1. Гильфанова А.Ш. Уголовная ответственность медицинских работников за врачебные ошибки. http://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-meditsinskih-rabotnikov-za-vrachebnye-oshibki.pdf (дата посещения: 03.05.2016).
  2. Засыпкина Е.В., Катрунов В.А., Кузнецова М.Н. К вопросу о врачебных ошибках: методология и критерии определения. ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава Россию. Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 1. http://medconfer.com/files/archive/2016-01/2016-01-2164-A-5979.pdf (дата посещения: 03.05.2016).
  3. Понкина А.А. Врачебная ошибка в контексте защиты прав пациентов / Кафедра правового обеспечения государственной и муниципальной службы МИГСУ РАНХиГС. – Москва: Консорциум специалистов по защите прав пациентов, 2012. – (200 с.), ст.62. (ISBN 978-5-4253-0508-4)

Aflaţi mai mult despre , ,


Lasă un răspuns

Adresa ta de email nu va fi publicată.

Important: Descurajăm publicarea de comentarii defăimatoare.